Все, кто изучает Любки, заключают согласие, договор: «В Любках не звереть». «Любки или
зверки», говорил Поханя. «Зверками» он называл борьбу на победителя, то есть то, что делают
спортсмены, когда им все равно, как победить. Любки это не орудие победы над другими, это
орудие самопознания, повторяю, то есть орудие победы над собой.
А озверевший в Любках предатель договора и предатель Любков. И как это трудно, оставаться в
договоре. Вот встают два человека в Любки. Всю жизнь их учили: сцепился бороться, делай все,
что можешь, но победи! Им, может быть, этого и не говорили словами! Но чествовали только
победителей, а победителей не судят. Как ты там победил, кому какое дело! Главное, что
закрепляются в культуре только те способы борьбы, которые ведут к победе. Пусть даже грязной.
А тут полная смена установок: никакой победы, вы должны просто войти в совместное движение и
пребывать в нем как потоке. На тренировках тренеры часто сами пытаются давать борцам сходные
установки: не вяжитесь, не упирайтесь, работайте технично, просто подвигайтесь!
Можно сказать, что в Любках это доведено до совершенства. Просто двигаться, не упираться и
не ломить. Бросок получится сам, если ты будешь верен своему видению движения. Любки это
что-то вроде мужского воинского танца. Там есть и удары, и броски, и болевые приемы, но нет
обиженных и проигравших. Это надо видеть. Когда Любки получаются, играющие воины бросают
друг друга и летают по воздуху, кувыркаются и катаются по земле, выламывают друг другу руки,
ноги и головы, но царит радостное веселье и нет боли.
И вдруг пришел победитель, вдруг кому-то захотелось выйти из движения и доказать, что он
сильней. Он тут же звереет и начинает ломать другого. И есть борьба, но нет Любков. Договор
нарушен.
Нет способа проще для выявления собственной неспособности хранить договора, чем Любки.
Когда-то отец русской психофизиологии Сеченов сказал, что наше мышление доступно нам
только через движение. Все верно, говоришь ли ты, пишешь, ли, ты совершаешь движения, чтобы
выразить свои мысли. Народной культуре это было известно задолго до Сеченова.
И народ создал красивый и утонченный способ выявлять не только Мышление, но и его
погрешности. Любки. Все так просто: ты берешь и договариваешься сам с собой, что будешь
двигаться в Любках. А теперь двигайся и следи, что заставит тебя предать договор и озвереть.
И ведь не будет ничего случайного в твоих сбоях. Или это, условно говоря, твое сумасшествие,
нечто, что внесено в твое сознание помимо твоей воли, когда ты не был в своем уме. К примеру, во
время болезни или потери сознания. Или же вылезет одна из основных твоих жизненных целей,
например, стать победителем, которая вдруг, посреди Любков, подчинит твое тело и заставит не
двигаться, а побеждать. Точно так же может вылезти Месть, и Ненависть, и Неуязвимость...
Впрочем, это уже пошла Наука мышления, о которой отдельно. Важно лишь то, что какое бы из
проявлений неуправляемости ни выявилось в таком нарушении договора на Любки, было известно,
как от него освободиться. Затем и боролись те, кто уже не боролся на Победителя.
 
(А. Андреев, Магия и культура в науке управления, с. 247-248).